Шесть шагов на пути к самостоятельному учению.

Artur Stepanov 0 Comments

Шесть шагов на пути к самостоятельному учению. (Три года спустя).
Павел Шиварев·3 мая 2019
Шиварев Павел Васильевич

семейная (не)школа «Искатели», Калининград.

Пролог
В апреле 2016 я написал статью «Шесть шагов на пути к самостоятельному учению», в которой рефлексировал наш опыт работы по развитию этой самостоятельности у детей. В ней подробно, на примерах рассматривалась одна из базовых для нашей практики схем – лесенка развития самостоятельности.

Тогда мой ребенок заканчивал начальную школу, все было проще, радостней и выглядело… более однозначно, что ли. Сейчас ему тринадцать, он заканчивает седьмой и учиться ему стало гораздо труднее.

Кроме того в этом году к (не)школе присоединилось несколько семей, у которых дети в началке учились в обычной школе. (Вообще хуже, чем в пятом на СО переходить только в 9, наверное)

Итак именно в этих декорациях и разворачивается сейчас наша работа с учебной самостоятельностью, мы в полной мере ощущаем все радости подросткового возраста, и кое-что из того что я писал в 2016 можно пересмотреть, а кое-что дополнить..

Я оставлю обычным шрифтом текст 2016 года, а курсивом добавлю то, что я думаю по этому поводу сейчас

2. Три тезиса в основании наших практик.
2.1.В семейном образовании взаимодействуют взрослый и ребенок.
Первым принципиально важным моментом, касающимся того, как устроено взаимодействие в семейном образовании, является то, что:

семейное образование это образование для всей семьи, в котором взаимодействуют взрослый и ребенок, а не учитель и «обучающийся».

Честно говоря, сейчас я думаю, что развитие самостоятельности вообще только тогда и происходит, когда мы переходим от функционального «учитель - обучающийся» к человеческому «взрослый – ребенок».

Из этого следуют некоторые вещи, в частности:

- Взрослый в семейном образовании играет много ролей, роль учителя тоже может присутствовать, но имеет далеко не ключевое значение.

- То, как происходит в семейном образовании взаимодействие взрослого и ребенка и является содержанием образования — тем, что, собственно, и образует ребенка, поскольку усваиваются именно образцы поведения, формы (схемы) деятельности.

- На разных этапах образования ребенка это взаимодействие различается и по своим целям и по содержанию, но в конечном счете направлено на то, чтобы ребенок стал более самостоятельным, ответственным, компетентным.

2.2. Задача «началки» в том, чтобы научить ребенка учиться самостоятельно.
Итак, задача взаимодействия взрослого и ребенка в начальной школе состоит в том, чтобы к концу этой ступени ребенок научился учиться самостоятельно.

Ирония в том, что с одной стороны, если эта задача в началке не решена, ее приходится решать позже и это ГОРАЗДО труднее, а с другой, даже если она решена, идея «мавр сделал свое дело, мавр может быть свободен» не работает. Увы…

Здесь важно то, что мы понимаем под словом учиться и о какой самостоятельности идет речь?

Что же значит учиться?

— Получать и обрабатывать новую информацию? Так ли? Смотрите: поисковый робот Яндекса или Гугла каждую секунду получает новую информацию и перерабатывает ее с огромной скоростью. Но учится ли он?

— Может быть, учиться означает становиться более компетентным? Возможно. Но чего мы больше желаем своему ребенку: чтобы он стал компетентным или чтобы он был счастлив? Чтобы он любил и любили его или чтобы он был «социально успешен»?

Это заставляет иначе относиться к тому, что значит учиться.

И тогда и сейчас тезис в том, что сущностно образование не есть процесс получения знаний или «наращивания скилов», это побочные вторичные продукты.

Сущностно образование внешне наиболее точно описано как путешествие Одиссея в Трою и обратно домой или путешествие сталкера к Золотому шару. Внутри же – образование – управляемое движение в разрешении внутриличностного конфликта.

2.3. Учиться — управляемо двигаться в разрешении внутриличностного конфликта.
Итак, здесь ключевая идея в том, что:

Учиться означает управляемо двигаться в разрешении внутриличностного конфликта, находясь при этом в состоянии внутреннего покоя.

В чем заключается внутриличностный конфликт?

То, что заложено в нас, то, что мы потенциально можем, воистину безгранично, но актуально мы можем весьма и весьма немного.

Это противоречие между потенциально безграничными задатками и возможностям человека и его актуально ограниченными способностями и является содержанием внутриличностного конфликта, который каждый раз развертывается на новом предметном содержании, не позволяя нам решить ту или иную возникающую перед нами задачу.

Т.е. дело, например, не в том, нужно ли ребенку учить спряжения глаголов или разряды числа, а в том, может ли он совершать над собой некоторое внутренне усилие тогда, когда ему неохота это делать. Зачем? Затем, чтобы раскрывать свой потенциал.

Разрешение внутриличностного конфликта и есть суть обучения и шире — образования.

Почему важно управляемо двигаться в разрешении этого конфликта?

Представьте себе неуправляемый автомобиль, который несется по горной дороге… Понятнее стало?

Это, кстати, не значит, что есть алгоритмы… Это всего лишь означает, что и нам, и ребенку в какой-то мере придется тренировать свою способность контактировать с зоной неуправляемости, не теряя при этом спокойствия….

Почему важно при этом сохранять состояние покоя?

Потому что когда мы «надрывно самосовершенствуемся» мы попадаем в некоторую цепь ловушек и, как правило, не учимся, а тешим свое Эго. При этом самым, пожалуй, важным и самым сложным для понимания является то, что вход в любую ситуацию с любой установкой, кроме образовательной, — ошибочен. И мы слишком часто забываем об этом.

И что делать с этим?

Представьте себе на миг, что я прав и учиться — действительно означает управляемо двигаться в разрешении внутреннего конфликта, находясь в состоянии внутреннего покоя. Чему научились вы, пока читали этот текст?

Проблема в том, что мы хотим получать, а не учиться. Мы хотим, чтобы нам «дали…», а это невозможно. Так же и наши дети. Они ведь как в той шутке — такие же, как мы, только маленькие и все понимают….

3. Часть практическая, про то, как же с этой учебной самостоятельностью работать?
Путь развития самостоятельности в учении можно разделить на этапы и представить в виде движения по некоей лестнице, где каждая последующая ступенька базируется на предыдущей и не может быть полноценно прожита, пока не были освоены предыдущие. Изобразим его на схеме (картинка к статье)

Ну и вот что на этой схеме?

Во-первых, на ней обозначены этапы развития самостоятельности и этих этапов шесть.

Во-вторых, каждый из этапов характеризуется разным ТИПОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ взрослого и ребенка.

В-третьих, описаны роли взрослого и ребенка на каждом этапе и важно то, что эти роли тоже разные.

Теперь, когда общее очертание схемы сделано, начнем рассматривать ее отдельные этапы

Первая ступень «смотри и слушай». Взрослый делает вместо ребенка.
Когда мы купили дом, ребенку было около 5,5 лет. Осенью мы стали строить домик на дереве

Было это примерно так: Я строил, ребенок сидел, лежал, ходил рядом. Потом пытался забивать свои первые гвозди, переживал, радовался, в общем - БЫЛ ПРИ ДЕЛЕ. И это его ощущение от того, как все происходило, от того, что ОН СТРОИТ свой домик, было самым важным в том, что мы делали. И я уверен в том, что это был настоящий образовательный процесс, в метафоре представленной схемы это первый шаг.

Взрослый делает ЗА РЕБЕНКА, ребенок присутствует при этом ДЕЛЕ, слушает, смотрит, что-то пробует, возможно, но здесь акцент не на этом — вот эти его пробы они зерно для следующего этапа, всего лишь. А тут пока важно ощущение сопричастности ДЕЛУ.

Итак, первый шаг — чтобы образование началось — вы должны заняться ДЕЛОМ вместе с ребенком. Это дело должно быть важным для ребенка и совершенно не важно, может ли ребенок его сам выполнить.

Что обретает взрослый: практику работы вместе со своим ребенком.

Что обретает ребенок: переживание причастности к делу, вовлеченности, веру в то, что любое пусть даже очень сложное дело может быть сделано.

В пятом классе, кстати, произошло важное дополнение. Ребенок (с нашей подачи) стал ремонтировать этот домик. Он шкурил и лакировал столбы, переделывал перилла и так далее… С появлением (не)школы домик перестал быть ЕГО местом, но остался местом, про которое ты размышляешь, с которым пытаешься взаимодействовать.

В частности в этом учебном году он приделал к домику тарзанку, а потом сам же вынужден был ее убрать из соображений безопасности.

На одном из собраний старшей группы (не)школы (5-7 класс) довольно активно строились планы про то, что там можно доделать, начиная от электрификации и заканчивая всякими грандиозными планами его перестройки, надстройки третьего этажа и т.д..

Это как раз пример того что подростковые прожекты без помощи взрослого остаются жить только в мире идей, но не в практике. Но здесь я не дотянул…

Вторая ступень: делай как я. Взрослый делает вместе с ребенком.
Когда нашему ребенку было около шести — семи лет и дети наших друзей находились в том же возрасте, мы запустили одну очень важную программу — ежемесячную игру «Свой маршрут», в которой дети знакомились с миром взрослых профессий. Подробно я ее описывал вот здесь, повторяться не буду.

Кстати говоря, в этом (2016) году младшая группа «Академии тайн и загадок» (это годовые программы, которые мы делали в 2016-2017 г.г.) с большим азартом прожила что-то подобное в более интенсивном формате (раз в неделю).

К сегодняшнему разговору я упомянул эту игру в том контексте, что базовая технология этой программы — мастер-класс наиболее концентрированно, на мой взгляд, выражает суть второго этапа формирования самостоятельности учения. Эта суть заключается в идее «делай как я».

Если вы еще помните предыдущую ступень :-), зерна этого подхода были посеяны ранее, но то, что тогда было зерном, сейчас дало всходы. Дети смотрят на взрослых и делают как взрослые, пока еще лишь в той мере в какой они это умеют, где-то криво и косо, но постепенно совершенствуясь в своей практике.

Где-то в это время Леша Голубицкий (директор «Школы Будущего» , в которой мы были закреплены сначала на СО, а после принятия нового закона — на заочке) помог нам договориться с базой для семейного выезда. Он же дал гончарный круг, на котором дети лепили ВМЕСТЕ со взрослыми. А потом вместе со взрослыми дети лазали по берегу Балтики в поисках окаменелостей, следов ледника, да и просто интересных камней. И под ногами разворачивались все эти кайнозои с палеозоями, обретая реальные очертания. Тогда же в «волчьей лапке» мы что-то совместное шили, а в фотостудии снимали… Это было время каких-то бесконечных пряников, пирогов и пельменей, которые лепились совместно и потом совместно поедались.

Итак, на втором шаге важно то, что взрослый предъявляете ребенку образцы какой-то деятельности, а ребенок эти образцы примеряет на себя, пробует сделать что-то такое же, также, вместе. И в этих попытках постепенно зреет зерно следующего шага — микрозадачи, микрозадания, которые мы даем детям, и пока еще не важно, сделает ребенок это задание или не сможет сделать, пусть попробует, совместность здесь пока еще важнее, чем точность и выполнение задачи.

Что получает взрослый: возможность «звездного часа» — возможность показать ребенку то, что он умеет и ощутить благодарность.

Что получает ребенок: прежде всего образцы деятельности и опыт делания по образцу, поиска собственного способа.

В практике нами было замечено еще одно важное для взрослого следствие участия в такого рода событиях:

ребенок присваивает такому взрослому право давать ему задания не потому, что у взрослого власть, а в силу того, что был прожит этот опыт.

Т.е. если мы хотим давать ребенку задание есть два пути

1) Я старше, я знаю как надо делать (путь власти), поэтому ты делаешь вот так…

2) Давай мы с тобой сделаем вот так...

Я не знаю пока как назвать этот второй путь, но я чувствую, что он очень важен для практик свободного образования, поэтому мы очень поддерживаем участие родителей в организуемых нами образовательных путешествиях, мастер-классах, волонтерских проектах.

Ступенька третья: делаем рядом.
Следующий шаг в становлении самостоятельности совершается тогда, когда есть образовательная задача и взрослый находится рядом, но мастер-класса нет, взрослый тоже вовлечен в этот же процесс и также как и ты что-то делает.

Но тут тебе надо делать самому и не то, что делает взрослый, потому что у взрослого своя задача.

Наиболее ярко в нашей истории этот этап иллюстрирует педагогика наших семейных лагерей и выездов, образовательных путешествий, походов и семейных театральных постановок, совместно проводимых экспериментов.

Задачи ребенка и взрослого могут объединяться, как, например - в семейном спектакле или разворачиваться параллельно, как в совместной йоге или в походе, где каждый делает свое дело. У взрослого может быть своя, например — исследовательская задача, со стороны может показаться, что он просто ничего не делает, но он наблюдает. К слову, результаты этих наблюдений потом становятся предметом обсуждения с детьми.

В практике совместной подготовки к аттестациям в семейной (не)школе это выглядит так: дети работают над учебными задачами, а взрослый там же работает над тем, что запросили дети или над тем, что потом они будут делать. Т.е. он может распечатывать материалы для работы или готовить вопросы для контрольной или делать карточки…. Важно то, что все работают.

Что получает взрослый: возможность отделиться от ребенка, но при этом не разорвать с ним связь, сохранить контакт и совместность.

Что получает ребенок: опыт автономности в безопасной ситуации, опыт переживания того, что взрослый рядом, что делать что-то важно и нужно, что учеба это своего рода «работа».

Ступенька четвертая: это нужно сделать. Взрослый дает задания ребенку, ребенок выполняет.

Вообще, в нашей практике в начальной школе на заданиях, которые надо выполнить, построена большая часть «учебной работы по предметам».

Важно то, что:

- прожитые совместно с ребенком предыдущие шаги создали необходимую основу и для доверия и для становления самостоятельной позиции ребенка;

- эти задания возникли не с бухты — барахты, а постепенно выросли из маленьких задач и заданий, которые ребенок получал на предыдущих этапах «кусочками» в «гомеопатических дозах».

Отдельная история была связана со способом организации работы над проектом, когда ребенок выполнял задания, и постепенно у него наполнялась содержанием его проектная работа.

В этой логике, кстати, строится большая часть школьных активностей, поэтому этот этап думаю, всем наиболее знаком.

Разница школьной и семейной историй тут в том, что педагог, дающий задания, не прожил с этим ребенком то, что прожил с ним его родитель (предыдущие три этапа).

В этой логике строится большая часть наших детских (не семейных!) программ, например то, что мы делали в «Академии тайн и загадок» и в летних и в годовых программах.

Прим.: летние программы академии проходили 7 лет подряд и последние года 3 коммерчески довольно успешно. Однако в 2019 лагеря не будет, отчасти это связано с тем, что мы слишком плотно вовлечены в практики работы с детьми в течение года и к лету хочется переключиться.

В такой же логике строился один из сюжетов работы нашей семейной школы, когда дети собираются, и каждый делает то задание, которое дал ему его взрослый (родитель или репетитор). При этом участники могут помогать друг — другу, выполнять задания других детей, попросить помощи дежурящего при этом взрослого.

Что получает взрослый: взрослый в данном случае меняет свою роль в образовании, она становится менее активной и менее затратной по времени. В этом смысле, на данном этапе взрослый получает больше свободного времени для решения собственно своих задач.

Что получает ребенок: первый опыт самостоятельной работы (хотя пока и не по своему заданию, а по «внешнему»). Кроме того, ребенок сталкивается с кучей затруднений и учится просить помощи, что станет особенно важно на следующих этапах.

На мой взгляд, история начальной школы завершается в целом на четвертом этапе.

Пятый этап (как основная практика!) связан с дальнейшим ростом самостоятельности и переходом ребенка в младший подростковый возраст.

И не смотря на то, что мы в практике семейной (не)школы много времени уделяем тому, чтобы ребенок в 1-4 классе сам выбирал себе задание при подготовке к аттестациям по математике, русскому и английскому языку, все- таки системно умение самостоятельно взять задание и работать по нему без напоминания и контроля наблюдается все-таки у детей которые года 2-3 уже поработали в этом режиме и прожили 1-4 ступеньки.

Поскольку на момент написания статьи (2016 год) самые старшие наши дети только заканчивали началку, пятый этап только начинался, и элементы 5 и 6 этапа наблюдались только в тех сферах, где ребенку было самому интересно например:
нашему ребенку всегда были интересны эксперименты, и это та сфера, в которой самостоятельная позиция наиболее выражена. Так же он занимался самостоятельно по скайпу программированием со своим старшим братом и сам «брал» себе эти задания. Аналогичная история была связана с тем, что ребенок увлекся кулинарией …

Весь дальнейший текст – текст 2019 года, поэтому я беру его не курсивом, чтобы было удобнее читать
Ступенька пятая: ребенок сам берет задания.
На этом этапе ребенок сам берет себе задания. Задание здесь становится тем, что мы так лелеем в свободном образовании «тем что берут, а не тем, что дают». Я лично очень радуюсь, когда именно так и происходит, к сожалению происходит это гораздо реже чем хотелось бы, а у некоторых не происходит вообще….

Я бы здесь в разговоре про учебную самостоятельность разделил две важных части:

Часть первая касается всего того, что не связано непосредственно со школьной программой и аттестациями

Это истории про то, как самоотверженно самостоятельно и много ребенок занимается музыкой, танцами, велоспортом, театром, академической греблей, рисованием или еще чем то.

Часть вторая про ситуацию «мне надо закончить школу и получить аттестат».

С первой частью у «семейников» по моим наблюдениям, как правило, все в порядке и в плане самостоятельности тоже. Сюжеты про то, чтобы ребенок не понимал, что он хочет, и тупо играл целыми днями на компе, и из под палки ходил на какие-то занятия – скорее исключение. Они чаще встречаются в первый год перехода на СО и связаны скорее с дескулингом, но это тема отдельного разговора.

Вообще ребенок на СО, как правило, довольно хорошо понимает, что он хочет и готов в это вкладываться, только это редко связано с освоением школьной программы.

Ну т.е., например, мой ребенок ездил полгода на стрельбу час туда час обратно (для Калининграда это много), чтобы там сделать 26 выстрелов. Сам. Без напоминания. Добровольно. Хотелось. Выполнил норматив 3 разряда, мог бы выполнить и второй, потом сказал: «безумие это постоянное повторение одного и того же» и ездить перестал. Лично я его понимаю.

Сейчас также ездит в одно довольно пафосное место на довольно пафосную опять же техническую. специализацию и удивляется почему его сверстники, приехав туда, занимаются только тем, что играют на компах, а взрослые этому не препятствуют. Его версия, что им из-за школы дома на это времени не хватает, поэтому дорвались бедные…. А взрослые… Мы не обсуждаем это…

Другой ребенок не готов с нами гулять и ходить в походы, потому что они накладываются по времени на его секцию, а ей он пожертвовать ну никак не годов. И мама уже поуговаривала – непреклонен.

Так у нас многие углублены в музыку, танцы или спорт. И это вообще ни разу не гарантирует их учебную успешность (в академическом смысле)

Именно поэтому вопросы обычно возникают со второй частью, поскольку крайне незначительное число детей вместо сказки на ночь просили в детстве задать им задачек по математике. (Хотя и такие есть).

Тема эта крайне болевая, поэтому дальше про учебную самостоятельность буду говорить именно в этом контексте и в основном на примерах подростковой школы, хотя повторюсь в началке мы тоже пробуем выводить ребенка на эту пятую ступень.

Младшие подростки и учебная самостоятельность вопросах подготовки к аттестациям на СО.
Мы в течение нескольких лет опытным путем искали формат, в котором ребенок мог бы самостоятельно выбирать себе на каждый период времени учебное задание так, чтоб при этом происходило освоение школьной программы, в целом выдерживались сроки подготовки и все заинтересованные лица были в курсе того. что происходит и где сейчас ребенок относительно задачи «сдать математику за 6 класс» (например!).

Идею: вот тебе дружок компьютер с интернетом, учебники, - готовься, мы отвергаем. На мой взгляд взрослый при таком подходе как то оказался не готов приложить усилий, чтобы помочь ребенку, поэтому, это не наш путь.

Ответственность взрослого: обозначить рамку.

Т.е. мы отвечаем за то, чтобы у ребенка были представления о том, когда он сдает, и что именно (какие темы нужно освоить, какие типы заданий уметь выполнять, как оформлять работу…)

Чтобы это сделать, надо это понимать самим, к сожалению, школы не всегда готовы сказать, как именно они будут принимать тот или иной экзамен, поэтому есть отдельная задача – договориться про это, а потом еще обеспечить выполнение договоренностей. Удается это не всегда.

Если мы все же понимаем что сдавать, мы делаем своего рода дорожную карту по которой (любым маршрутом, с любой скоростью, в любом порядке) идет ребенок

Это может быть: визуализированный учебный план (дерево тем по предмету), перечень тренажеров (если они есть и позволяют освоить предмет ПОЛНОСТЬЮ), на худой конец просто методичка со списком тем и форм работы.

Тогда, имея на руках такой инструмент, ребенок может сам выбрать себе задание на каждый конкретный учебный интервал времени, выполнить его и проставить на этом плане отметку о выполнении (дату и «плюсик», если понял или «вопрос» если не понял и нужна помощь взрослого).

Дальше задача взрослого помогать держать ритм (регулярность занятий), помогать по возникающим вопросам.

Важно: всегда, когда у ребенка нет такого плана, или он не ставит даты работы над темами, мы в какой-то момент обнаруживаем, что процесс не идет и подготовка не случилась.

Что получает взрослый: взрослый в данном случае получает возможность с одной стороны отпустить ребенка, с другой «держать руку на пульсе»

Что получает ребенок: опыт управления свой учебой, самостоятельной работы по выбранному им же самим заданию, практику подбора наиболее подходящего для тебя (из доступных) способа освоения того или иного предметного материала.

Так сложилось, что в силу того, что я не работаю в это году с началкой, мне сложно сказать в какой мере продвинулись в этом вопросе те, кто начал с нами 2 года назад, а 5-7 классу некоторые наблюдения есть и по итогам этих наблюдений можно сформулировать следующие выводы:

Учебная самостоятельность как таковая не гарантирует академическую успешность. Многое зависит от того, в какой социальной ситуации оказался ребенок.
И если по тем или иным причинам родители слабо вовлечены в образование, в 13 -14 ребенку очень трудно самому учиться.

Трудно, но возможно. И они учатся. Сами берут себе задания и сами делают. Хотя я бы не воспринимал это как позитив. Все ж таки, я думаю, что семья должна помогать

Они стараются. Сами заказывают себе экзамены, сами готовятся, сами сканируют и отправляют работы. Сдают конечно, а иной раз и не сдают, потом сами пересдают. Прогуливают, потому что…. (да они и сами толком не могут объяснить почему).

Злятся на себя и очень переживают про то, что проленились или прогуляли , не могут объяснить, почему на написание текста объемом в 1 страницу ушло 5-6 часов времени, А в другой раз написали за 20 минут…

Выдают что-нибудь такое глубоко философское, а через пять минут ведут себя как первоклассники. Басят и до хрипоты спорят, и дарят друг другу плюшевых мишек и еще какую-нибудь милоту. В общем амбивалентны, как всякие подростки.

2. Мы можем сразу предлагать ребенку брать задания самостоятельно (4 ступень) и кто-то даже сможет это сделать (хотя, может он уже просто пришел к нам таким, прожившим в своей семье первые три этапа?), но я точно понимаю, что очень часто это не работает.

И мы ругаем пятиклассников «что вы как первый класс, да нет, даже как садик, о у нас первый класс более ответственно работает…», а гони правда как первый класс. И надо сидеть рядом все время и смотреть, что делает, а когда перестаешь смотреть – перестает делать… И если дома этого не делать все будет меняться очень и очень медленно. Но если делать результат будет. Обязательно.

А пока надо сидеть. Этапы развития самостоятельности это не возрастная периодизация , Это половое созревание наступает лет в 12-14 в любом случае , а самостоятельность у некоторых вообще никогда не наступает…

3. Если ребенок дошел до пятой или шестой ступени, это не значит, что он всегда будет на ней находиться. Это значит, что он всего лишь МОЖЕТ это.

Когда ты за год вырастаешь на 15-20 сантиметров, когда отношения и переживания и поиски ответов на вопросы, «кто я?», «зачем я?» и «почему все так?» становятся основным содержанием твоей жизни, когда в бесконечных попытках самоутвердиться ты постоянно «точишь зубы» и «обламываешь рога», когда ты просидел зачем то в ВК до часу, а родители не заметили, а потом ты не выспался и пришел учиться, а на дворе весна (и хочется гулять), осень (и дождь навевает грустные мысли) зима (и хочется потеплее укутаться в плед) и наконец лето (ну кто учится летом?).

Короче, когда нет ни одного периода времени благоприятного для того, чтобы учить формулы сокращенного умножения, деепричастные обороты, когда вся жизнь сплошная «дилемма дикобразов», короче – когда ты подросток…

ОЧЕНЬ ПРЕОЧЕНЬ важно, чтобы мама или папа посидели рядом, обняли или подержали за ручку (а ты будешь «ежиться» и бурчать) и вернулись с тобой вместе на первую ступеньку этой лестницы, побыли там и сделали что-то за тебя, доказали теорему о сумме улов треугольника или разобрали какое-нибудь мудреное сложноподчиненное предложение, а потом мягко и ненавязчиво подняли тебя на вторую ступеньку и сказали – делай как я, а потом отошли чуть в сторону, но так, чтоб ты видел, что они рядом, что тоже что-то делают. И ты напишешь эти тексты на английском, которые никак не мог СОБРАТЬСЯ написать… И дальше и дальше…. До той самой заветной пятой ступени, где ты можешь быть сам, автономен и успешен. Брать и делать. Вот только силы собрать в кулак… И быть.

Ступенька шестая: ребенок учит других.
В каком-то смысле история развития учебной самостоятельности венчается сюжетом про то, как ребенок учит других тому, что умеет сам и при этом учится.

Пока у нас эта тема скажем так «в разработке». Есть несколько форматов, которые мы пробуем здесь:

1) работа в семенных парах, в том числе с двухсторонними карточками – один рассказывает, другой проверяет

2) взаимообучение (я знаю одну тему, а я другую, давай я тебе эту расскажу, а ты мне эту…) И то же самое в более организованном формате, когда заранее распределили темы, договорились, кто что учит, потом рассказали друг-другу.

3) наставничество (старшие учат младших)

И очевидно это та сфера, в которой мы будем искать дальше.



0 Comments: